С "Огоньком": как журнал менялся вместе со страной
РИА Новости. 18:51 21/12/2009
Журнал "Огонек" отмечает свое 110-летие. Первый в России иллюстрированный журнал появился 21 декабря 1899 года и быстро завоевал любовь читателей. Он оставался на плаву, не взирая на мировые войны, революции и перестройку. И только экономический кризис едва не поставил точку в истории старейшего издания страны в юбилейный для него 2009 год.
"Огонек" - уникальный журнал, на котором выросло несколько поколений читателей. Бывший редактор "Огонька" Влад Вдовин говорит: "В 1978 году мне было 10 лет, и "Огонек" Софронова стал первым журналом, который я начал читать. В 1987 году я служил в армии, и "Огонек" Коротича был для меня главным источником информации о перестройке, которая началась в стране. В 1998 года – это единственный журнал в России, который я читал не по профессиональной надобности, а потому что интересно".
""Огонек" - это вообще МОЙ журнал, - признается писатель, разведчик Михаил Любимов. - Я к нему, как к крестному отцу отношусь, потому что мой первый роман "И ад следовал за ним" – о жизни и работе нелегала КГБ в Лондоне - вышел в этом журнале. Он в другом журнале и не мог бы тогда выйти. Это было в конце 1990 года, и это было незабываемо. "Огонек" печатал его в течение трех месяцев тиражом 5 млн экземпляров. Никогда не забуду, как я ехал в метро и смотрел на девушек, которые читали мой роман в "Огоньке"".
Русский "Пари матч"
Первый выпуск "Огонька" появился как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете "Биржевые ведомости". Впоследствии он стал единственным в стране еженедельником, который совмещал традиции сразу нескольких западных изданий – "Лайфа", "Тайма", "Пари матч" и "Шпигеля".
С "Огоньком" сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, фельетонисты и репортеры. Подшивки журнала бережно хранились, а из его цветных вкладок читатели составляли альбомы и украшали этими скромными репродукциями стены.
Журнал для народа
В начале XX века "Огонек" выходил на восьми страницах в одну восьмую печатного листа. В революционные годы (с 1918 по 1923 год) выпуск многих российских газет и журналов прекратился. Не избежал этой участи и "Огонек", однако уже в 20-х годах журнал возродил советский журналист и редактор Михаил Кольцов, пишет ogoniok.com.
Обновленная редакция "Огонька" ютилась в тесной комнате в одном из московских переулков. Первое время журнал выходил на
РИА Новости.
.шероховатой бумаге, не всегда регулярно. В 1923 году создатели сформировали его основные принципы: хороший литературный язык с некоторой долей консервативного официоза, обязательный иллюстративный ряд и кроссворд. Впоследствии еще одной узнаваемой чертой журнала стал портрет знаменитого человека на обложке.
Через два года тираж журнала вырос до полумиллиона экземпляров. "Огонек" стал частью советского быта. Советская интеллигенция презрительно называла его "журналом для парикмахерских", отчасти потому, что найти его можно было буквально повсюду.
Что делать, если я нашел Тигра>>
В 1938 году Михаила Кольцова репрессировали, и "Огоньком" некоторое время руководил писатель Евгений Петров – соавтор "Двенадцати стульев".
Перестройка "Огонька"
Драматург и поэт Анатолий Софронов стал единственным из редакторов "Огонька", который оставался у руля издания рекордный срок - более 30 лет (с 1953 по 1986). В «Огоньке» 50-х годов начинал известный советский писатель Владимир Солоухин, долгое время в журнале работал Генрих Боровик. Литературное приложение к «Огоньку», его знаменитая «Библиотечка», в которой печатались рассказы и очерки, лучшие статьи и стихи, стала популярнейшим изданием самой читающей в мире страны.
В годы перестройки "Огонек" возглавил Виталий Коротич. Он повернул журнал на 180 градусов, сделав его одним из главных печатных изданий, повлиявших на политическую жизнь страны. На страницах журнала было напечатано открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и Иванова, репортажи из американской армии Артема Боровика.
Певец Андрей Губин рассказывал, что в старших классах, когда преподаватели не могли ответить на его вопросы, касающиеся ситуации в стране, он написал письмо в "Огонек". Там были такие строки: "Наши учителя любят повторять, что нам, молодежи, принадлежит будущее. Но на уроках литературы учительница нам советует, что лучше не читать журналы "Огонек", "Новый мир", "Знамя", острые письма в вашем журнале и, как истинный педагог, подает пример – не читает их сама. До всего довела, по ее мнению, «гнилая интеллигенция». На уроках истории нам до сих пор вбивают в головы, что наша страна впереди, а загнивающий капитализм в постоянном и углубляющемся кризисе... С 9-го отставные полковники на военной подготовке запугивают коварными врагами, учат, куда лучше лечь головой, если рядом ядерный взрыв...".
Это письмо опубликовали через две недели. После чего в школе на Андрея Губина стали смотреть, как на предателя. "И я хотя не согнулся, но было, честно говоря... непросто. Как будто у меня на спине был такой ярлык - "предатель", все на меня смотрели косо. Учителя истории, литературы обиделись на критику, а результатом стали двойки в моем аттестате. Но я все равно не отрекся, не предал себя", - рассказывает певец в интервью журналу.
Возвращение
Несмотря на большую востребованность журнала в перестроечные времена, в середине 90-х он начал терять свою популярность: на фоне западных изданий "Огонек" выглядел громоздким и старомодным. Редактор Лев Гущин, которому выпала непростая задача приспособить "Огонек" к рыночным условиям, через много лет скажет, что прежний "журнал умер 21 августа 1991 года, когда коммунисты были отодвинуты от власти".
"Журнал выполнил свою главную функцию, дальнейшее потеряло смысл. Так часто умирают мужчины в расцвете сил, исчерпав своё предназначение, сделав всё, на что были запрограммированы", - говорил Гущин в одном из интервью.
С приходом 2000-х новый редактор "Огонька" Виктор Лошак смог почти втрое увеличить аудиторию журнала, однако для коммерческого успеха этого было мало, и собственники решили кардинально изменить концепцию журнала, сделав его журналом для "молодых и богатых". В ноябре 2004 года Виктор Лошак заявил о своем уходе, но полугодовая работа над новой концепцией показала, что она не подходит изданию с 105-летней историей. В 2005 году новым владельцем "Огонька" стала питерская компания "Телекоминвест". На пост редактора журнала вернулся Виктор Лошак.
Сегодня журнал по-прежнему много внимания уделяет политике, культуре и литературе. Возрождаются традиции огоньковского репортажа. Осталось неизменным «любимое» лицо на обложке.
Перезагрузка
Юбилейный 2009 год стал для "Огонька" годом испытаний. Журнал на четыре месяца исчез с полок магазинов. В интервью "Радио Свобода" Виктор Лошак так объяснил сложившуюся ситуацию: ""Огонёк" в январе и феврале не выходил в связи с тем, что компания, которая им владеет, сама поменяла владельца. "Огонёк" плохо вписался в эту сделку. Теперь не понятно или не вполне понятно, кто станет новым владельцем журнала. Отсюда проблемы с выходом издания".
Вопрос с новым владельцем решился 11 марта. За возрождение "Огонька" взялось издательство "Коммерсант". И уже в сентябре появился первый номер перезапущенного журнала в классическом формате, в котором он издавался до 1992 года. Команда "Огонька" не изменилась. К работе над журналом вернулись его постоянные авторы - историк Эдвард Радзинский, писатели Михаил Жванецкий, Виктор Ерофеев, Дмитрий Быков, Сергей Лукьяненко, лауреат Букеровской премии Денис Гуцко, журналисты Андрей Колесников, Дмитрий Воскобойников, Дмитрий Губин, Александр Сосновский.